Детейлинг (англ. «detailing», произносится «дитэйлинг»), автодетейлинг — это процесс всестороннего ухода за автомобилем, его очистки внутри и снаружи. Детейлинг включает в себя следующие операции: бесконтактная и ручная мойка, обезжиривание кузова антисиликонами, очистка кузова абразивной глиной, абразивная и защитная полировка кузова, полировка остекления, полировка фар, полировка дисков, чернение резины; уборка и химчистка салона, багажника, моторного отсека и двигателя; нанесение защитных покрытий (таких как полироли, воски, нанозащиты, антидожди и т. п.) на элементы автомобиля. В общем случае детейлинг используется для придания автомобилю превосходного внешнего вида в качестве подготовки к продаже, либо для участия его в различных шоу и соревнованиях. На страницах нашего форума вы сможете почерпнуть множество информации о детейлинге, задать и обсудить вопросы об использующихся материалах и оборудовании и способах их применения в процессе ухода за автомобилем.
Поскольку из всех разновидностей детейлинга именно автодетейлинг более востребован среди населения нашей планеты, подавляющая часть информации на этом ресурсе будет посвящена в основном ему.
Итак, автодетейлинг — это процесс тщательной ревизии и обработки автомобиля снаружи и внутри, включающий в себя его очистку, коррекцию нуждающихся в этом элементов и последующую защиту результатов работы.
Автодетейлинг применяется для подготовки автомобиля к продаже, участия его в различных шоу, выставках и соревнованиях, для достижения более высокого срока службы его компонентов, наиболее дорогим из которых является кузов. Не исключено применение детейлинга для консервации автомобиля с целью снижения последствий внешних агрессивных воздействий при долговременном хранении. Грамотно проведенный детейлинг может значительно повысить рыночную стоимость авто. Многие автовладельцы обращаются к услугам детейлеров с целью получения эстетического удовольствия, а также повышения статуса, ведь сверкающий автомобиль поднимает авторитет его хозяина в глазах окружающих.
Условно процесс автодетейлинга можно разбить на три составляющие: наружный, внутренний детейлинг и детейлинг двигателя.
Наружный детейлинг (детейлинг экстерьера) заключается в очистке и придании лоска лакокрасочному покрытию (ЛКП), хромированным и пластиковым деталям отделки кузова, остеклению, оптике, дискам и шинам автомобиля. Для достижения описанных целей используется широкий набор средств автохимии, масса аксессуаров и принадлежностей.
Можно выделить три основных этапа наружного детейлинга: очистка, полировка и защита.
Очистка призвана освободить обрабатываемые поверхности от загрязнений и посторонних включений путём мойки и обработки специальной чистящей глиной. Глина помогает очистить ЛКП от загрязнений, которые не могут быть удалены даже посредством регулярных моек: остатки насекомых, битум, следы от тополиных почек и т.п.
Восстановительная полировка имеет целью снятие верхнего слоя лака/краски для удаления окислов, небольших царапин и паутинки, возникших при эксплуатации автомобиля, а также оставленных недобросовестными мойщиками. Слой этот составляет как правило единицы микрон и снимается путём ручной или машинной полировки составами разной степени абразивности, наносимыми на полировальники соответствующей жёсткости. В общем случае чем крупнее абразив, тем жёстче полировальник и тем больше снимаемый слой покрытия, а следовательно, убираются более глубокие царапины.
Защита включает в себя нанесение на подготовленную поверхность жидких или пастообразных составов (силанты, воски, наносоставы и т.п.), которые, взаимодействуя с верхним слоем обрабатываемого покрытия, образуют на нем тонкую защитную плёнку. При этом снижается степень адгезии (прилипания) к защищенной поверхности грязи, битума, остатков насекомых, с нее лучше уходит вода. Покрытие меньше выгорает на солнце, лучше сопротивляется разрушающему воздействию ультрафиолета, агрессивных осадков и птичьих экскрементов, а также впоследствии более легко моется и меньше царапается. Защитные составы из-за их сложной химической формулы являются наиболее дорогими компонентами из используемой в детейлинге автохимии и очень требовательны к подготовке поверхности и соблюдению технологии нанесения и выдержки.
Внутренний детейлинг (детейлинг интерьера) включает в себя уборку и чистку салона автомобиля. Обивка салона, элементы декора, потолок, сиденья, панель приборов, внутреннее остекление — все это очищается различными методами. Стандартно это уборка тканевой и ворсистой обивки с помощью пылесоса (водопылесоса), также может использоваться обработка паром, жидкими очистителями, чистка с применением специальных устройств (например, Торнадора), озонирование, бесконтактная очистка испарителя кондиционера. Для удаления загрязнений из труднодоступных мест могут применяться щётки, кисти, ватные палочки и даже зубочистки. Некоторые элементы салона могут полироваться, а завершающий этап уборки может завершаться нанесением защитных покрытий и кондиционеров на кожу и ткани. Некоторые особо тщательные детейлеры могут даже частично разбирать салон для более качественной чистки.
Детейлинг двигателя. Подразумевает всестороннюю уборку подкапотного пространства и очистку внешней поверхности двигателя путём обработки паром, моющими средствами с использованием аппарата высокого давления (АВД), универсальными очистителями и обезжиривателями. После просушки внешние компоненты двигателя могут покрываться защитными составами, имеющими хорошие электроизолирующие и водооталкивающие свойства. Мойка двигателя — ответственная операция, требующая аккуратности и знания расположения защищаемых компонентов и навесного оборудования, поэтому далеко не все детейлеры берутся за неё.
Следует отметить, что в зависимости от состояния автомобиля и его элементов некоторые этапы детейлинга могут быть исключены. Например, в новом автомобиле незачем выполнять восстановительную полировку, достаточно провести легкую очистку кузова и нанести на него защиту.
В классической интерпретации автодетейлинг не предусматривает кузовных и малярных работ, ремонта механических частей и обивки автомобиля. Однако многие детейлеры не гнушаются подобных работ. Заварить бампер, подкрасить сколы, убрать вмятину на кузове, подшить разошедшийся шов на сидении — эти операции в зависимости от «рукастости» мастера также могут быть выполнены в дополнение к детейлингу.
Ниже приведу примерный список операций, которые могут производиться при автодетейлинге. Набор операций зависит от требований клиента, состояния автомобиля, наличия необходимого оборудования и химии. Список не претендует на абсолютную полноту, он может корректироваться и дополняться.
Работы снаружи:
• бесконтактная и/или ручная мойка и сушка
• первичная очистка кузова и обезжиривание его антисиликонами
• очистка кузова абразивной глиной
• ревизия автомобиля и выявление элементов, нуждающихся в коррекции
• поэлементное измерение толщины ЛКП кузова и составление карты промеров для принятия решения о необходимости и степени коррекции ЛКП
• маскирование автомобиля
• шлифовка и/или абразивная восстановительная полировка лакокрасочного покрытия (ЛКП) кузова
• антиголограммная полировка
• очистка и полировка остекления и зеркал
• полировка оптики
• очистка и полировка хромированных элементов кузова
• очистка и обработка пластиковых элементов кузова соответствующими составами
• очистка и полировка колёсных дисков
• очистка и обработка (чернение) резины
• нанесение защитных составов (полироли, воски, нанозащиты, антидожди и т.п.) на элементы кузова, остекления и колёсных дисков
Работы внутри:
• (сухая/хим/паро) очистка коврового покрытия
• (сухая/хим/паро) очистка салона/багажника
• влажная очистка салона/багажника с применением шампуней и хим. средств и последующая сушка
• удаление с ковров и обивок шерсти животных
• удаление грязи из щелей и труднодоступных мест
• локальное удаление пятен, разводов, остатков пищи, кофе, крови, губной помады масла, бензина, и т.п.
• чистка вентиляционных дефлекторов и воздуховодов
• удаление запахов табака, животных, пищи и т.п
• чистка пепельниц, подстаканников, карманов
• чистка подлокотников, ремней безопасности
• удаление плесневых грибков, дезинфекция
• химическая очистка и дезинфекция испарителя кондиционера
• озонирование салона, багажника (удаление стойких запахов)
• очистка, полировка, защита пластиковых панелей, обивки дверей и т.п
• очистка панели приборов, кнопок, рукояток, переключателей и т.п.
• очистка/восстановление/подкраска кожи
• нанесение кондиционеров и защитных составов на кожаные элементы салона
• нанесение защитной водоотталкивающей пропитки на тканевые обивки салона
Моторный отсек:
• уборка и чистка моторного отсека
• мойка силового агрегата
• продувка и сушка компонентов силового агрегата
нанесение защитных составов на компоненты силового агрегата
Информация взята с сайта : car-care.ru
После долгих тестов, изучения в нашей студии мы остановили свой взгляд именно на нанокерамическом покрытии. В данном случае нанокерамическое покрытие Everglass. Это ультрасовременная и передовая разработка является заменой всем имеющимся на сегодняшний момент защитным составам, в том числе воскам, силантам, «жидким стеклам».
Нанокерамическое покрытие для ЛКП автомобиля имеет ряд значительных преимуществ, выделяющих его от аналогов:
- повышенную устойчивость к мелким царапинам и сколам
- защиту от зимних реагентов
- защиту от проедания лака птичьим пометом
- защиту от проедания лака смолами от почек
- защиту от выгорания краски
- эффект самоочищения
- эффект водоотталкивания
- эффект карамельного блеска
- эффект антистатик (меньше пыли и запачканости)
- эффект антиграфити (легкое удаление краски с лака)
Перед нанесением состава на кузов автомобиля, поверхность обязательно должна пройти очистку и полировку. Произведение всех работ по подготовке поверхностей должны производить только специалисты прошедшие соответствующее обучение и с применением специальных составов, жидкостей, оборудования и аксессуаров. Специалисты нашей студии используют только самые современные составы и оборудования, кроме того проходят постоянное обучение и повышение квалификации.
После подготовки специалисты приступают к нанесению состава. Нанесение состава также требует специальных познаний и квалификации. Нанесение состава — это сложный технологический процесс, выражающийся в правильном использовании технологии, выдержки технологических пауз, позволяющих составу кристаллизоваться и вступить в адгезию с поверхностью, правильной располировкой, контролем и т.п. Состав обязательно наноситься в три слоя (рекомендуемое производителем), позволяющий дать гарантию работы состава до 24 месяцев. Существуют варианты нанесения в два слоя, что соответственно уменьшает срок работы состава до 12 месяцев.
Весь процесс нанесения нанокерамического состава, включая этап подготовки, очистки и полировки занимает от 3 до 6 рабочих дней. Если где-то Вам пообещали выполнить данную работу быстрее, то это дает повод задуматься о качестве производимых там работ и отсутствии заявленной многослойности покрытия, что в конечном итоге приведет к неминуемому разочарованию в проделанной работе и потраченным денежным средствам. Поэтому при выборе студии детейлинга обязательно обращайте внимание на предлагаемый защитный состав, оборудование и сроки по производству работ, низкая цена в большинстве случаев является признаком низкого качества, потому что указанной экономичности достигают за счет экономии во всем, составах, оборудовании, аксессуарах, но не в коем случае не на своих доходах от деятельности.
Кроме того, такие профессиональные составы как нанокерамическое покрытие Everglass приобрести в магазине, не имея специальных знаний невозможно. Данным составами могут работать только профессиональные детейлинговые центры, специализирующиеся на защитных составах уже не первый год.
После нанесения керамического покрытия на ЛКП Вашего автомобиля он приобретает глубокий и устойчивый блеск. Напомню, что обязательным условием нанесения керамического покрытия является предварительная очистка и полировка кузова.
Ваш автомобиль будто вышел с конвейера автозавода вновь. Этот блеск сохраниться на долгое время и будет радовать Вас ежедневно. Автомобиль заметно выделиться в потоке, будет чистым более продолжительное время, будет значительно легче отмываться. ЛКП станет более устойчивым к внешним негативным факторам, таким как птичьи помет, тополиные почки, мелкие царапины и т.д. Долгое время автомобиль будет радовать Вас своей зеркальной поверхностью. Капли грязи, дождя и воды не смогут удерживаться на поверхности автомобиля и будут скатываться с нее, унося и цепляя с собой инородные загрязнения, создавая эффект самоочистки.
По окончании 12 или 24 месяцев Вы можете без особых дополнительных вложений обновить свое покрытие и продолжать радоваться чистым и блестящим автомобилем еще продолжительное время.
Кроме того, при желании клиента, специалисты студии могут нанести на кузов автомобиля более многослойное покрытие (от 5 и более слоев), что в свою очередь увеличит срок эксплуатации и увеличит устойчивость поверхностей, в том числе от более серьезных царапин и сколов.
Не секрет, что многие антигравийные пленки со временем желтеют. Помочь с этим также может нанокерамическое покрытие. После его нанесения пленки появляется более выраженный блеск, устойчивость к царапинам, практически пропадает грань перехода пленка-кузов, пленка со временем не желтеет и не тускнеет.
Таким же образом нанокерамическое покрытие применимо к дискам автомобиля, защищая их от колодочной пыли, что является основным видом их загрязнения, которое невозможно убрать обычными составами. Очистка незащищенных дисков — это всегда долгая и дорогостоящая процедура, которую необходимо выполнять практически при каждой мойке. Нанеся керамическое покрытие Вы на долгое время забудете о специализированных составах, диски будут легко отмываться обычными профессиональными б/к шампуням для ЛКП автомобиля.
Нанокерамическое покрытие кроме всего прочего можно использовать при защите элементов интерьера. Декоративные вставки не будут в этом случае подвержены царапанью, кожаные или текстильные сиденья и вставки не будут впитывать грязь и будут легко очищаться, особенное внимание владельцам и любителям светлых и бежевых салонов. Нанокерамическое покрытие на лобовом стекле дает огромный положительный эффект при движении на автомобиле в дождливую погоду, Вы практически перестанете использовать жидкость для очистки стекол и сами щетки во время движения. Все капли на стекле будут убегать с лобового стекла освобождая и повышая Вашу обзорность.
Более дешевым и доступным аналогом нанокерамических покрытий является воск. Воск также наноситься на предварительно очищенный и подготовленный автомобиль с произведенной полировкой ЛКП. Но при этом имеет более низкую стоимость, срок нанесения и период эксплуатации. В среднем воск держится на автомобиле от2 до 5, 6 месяцев, при надлежащем уходе. При этом Воск имеет наиболее близкий внешний эффект после нанесения. Единственным минусом является срок эксплуатации, так как воск легко смывается с кузова автомобиля агрессивными и щелочными б/к составам и шампунями.
Невзирая на наличие или отсутствие диктатуры в России, количество «свежих» легковых автомобилей на этой территории будет только увеличиваться, хотя Штаты нам никогда не догнать — ни в области демократии, ни в области «штук на одну тысячу человек». Но определенная динамика развития в сфере автобизнеса все-таки существует, и существует она как минимум в одном направлении — внешний вид автомобиля. Блеск эмали и лака, покрывающих и защищающих «наше», и тем более «ихнее», «железо», всегда будет ярче и дороже матовости зацарапанного и облупившегося ЛКП с пятнами расползающейся ржавчины.
Проще говоря: чем ярче и привлекательнее выглядит автомобиль, тем дороже он стоит, да и владельца такого автомобиля уважают несколько больше, чем хозяина грязной, прокуренной и заплеванной «помойки». Единственный минус ухоженного и блестящего автомобиля в России — горячее желание определенной части населения провести ржавым гвоздем по этой красоте.
Почему автомобиль перестает блестеть?
Слабость и нехватка блеска окрашенной поверхности кузова автомобиля — следствие воздействия на лакокрасочную поверхность различных факторов, которые можно разбить на несколько основных групп.
• Ультрафиолетовое воздействие (солнечные лучи)
Эффект воздействия — обесцвечивание пигментов поверхностного слоя эмали, входящих в ее состав, причем одни пигменты обесцвечиваются больше, другие — меньше, отсюда соответствующее изменение оттенка.
• Химическое воздействие (включающее в себя окисление, обработку кислотными дождями и различными реагентами, применяемыми в зимнее время, жесткую воду с ее солями кальция и магния, щелочь бесконтактных моек, соки (смолы) деревьев, птичий помет и прочую гадость)
Эффект воздействия — разъедание и разрыхление поверхностного слоя эмалей и лаков с соответствующим снижением блеска, осаждение и проникновение в ЛК-поверхности различных соединений химических веществ.
• Механическое воздействие (от «пескоструйки» из-под колес впереди идущей машины и своих собственных, от жесткого ворса щеток при мойке или удалении снега, грязных тряпок — и чистых, но по пыльной поверхности, веток кустов, уже упоминавшихся гвоздей, близко расположенных железобетонных столбов и прочей когтистой «живности»)
Эффект воздействия — образование на ЛК-поверхности микросколов, рисок (царапин) различной формы, длины, глубины и плотности.
Все это приводит к тому, что луч (поток) света, падающий на автомобиль, не отражается полностью от поверхности, а, разбиваясь о микронеровности, рассеивается в разные стороны, и, соответственно, такую поверхность человеческий глаз воспринимает как более тусклую.
Вернуть блеск во что бы то ни стало!
А можно ли вернуть утраченный блеск лакокрасочной поверхности? И если можно, то каким способом? Наиболее технологичным методом на данном этапе остается полировка, которая как раз и подразумевает борьбу с неровностями на обрабатываемых поверхностях.
Отступление первое
Начнем с советского энциклопедического словаря под редакцией А. М. Прохорова: Полирование (нем. polieren, от лат. polio — «делаю гладким»):
1 В машиностроении и приборостроении — обработка изделий для получения малой шероховатости поверхности. Производится механическим (например, обработкой абразивным инструментом), электрохимическим и другими методами.
2 В камнеобработке П. производят с помощью абразивного инструмента вручную или на специализированных станках.
3 В деревообработке различают П. столярное (заключается в постепенном заполнении пор поверхности, преимущественно политурой) и лакокрасочное (неровности, возникающие после нанесения лакового или эмалевого слоя, устраняются в основном механическими методами).
Для тех, кто все уже понял, нижеследующий текст (по этическим соображениям) читать не рекомендуется! Для остальных постараемся донести: «Что, как и почему?».
Терминология. Общие понятия
Так что такое полировка и какие цели достигаются ею в нашей сфере — в сфере автосервиса (автобизнеса)?
В любом случае полировка — это технологический процесс, с помощью которого (как минимум) достигается улучшение потребительских свойств и качеств как лакокрасочной поверхности, так и автомобиля в целом. C самого начала нам стоит определиться с видами полировки. Вообще, технология полировки известна в той или иной мере каждому человеку. Кто-то хоть раз наносил крем на ботинки, а затем бархоточкой — и до блеска... Кто-то в детстве улучшал скольжение деревянных лыж посредством парафиновой свечи. Есть и другие примеры...
Эти примеры описывают так называемую защитную полировку. Ее основной принцип таков: нанесли на поверхность жидкий или густой материал на основе восков, синтетических полимеров и прочей «химии», по необходимости растерли — и на некоторое время эта поверхность прикрыта тонким и гладким слоем «брони», отбивающей атаки кислотных дождей, ультрафиолета и других вредностей.
Имеется еще один вид полировки — абразивная полировка.
Разбить полировку именно на эти два вида позволяют нам технологические принципы, заложенные в основу воздействия на обрабатываемую поверхность (в нашем случае это окрашенная поверхность автомобиля). То есть, отталкиваясь от древних «латынян», гладкости поверхности мы добиваемся двумя различными способами:
1 замазываем микронеровности (в основном риски);
2 удаляем те же самые риски первоначальным измельчением их до размеров, меньших длины волны света (760 нанометров, или 0,76 микрометров, — красный, 380 нанометров, или 0,38 микрометров, — фиолетовый), когда человеческий глаз уже не в силах видеть эти риски с последующим размазыванием (разглаживанием) их.
Хотя существуют и другие способы деления: «профессиональная и любительская», «ручная и механическая» и др. Но, на наш взгляд, границы этих «делений» слишком размыты. Ну скажите, как будет называться метод обработки, когда профессионал-полировщик, используя материалы из «профессиональных» и «любительских» полировальных систем, вручную добьется необходимого результата или если любителю, впервые взявшему в руки профессиональную полировальную (роторную) машинку, повезет не испортить ЛК-поверхность, а создать шедевр блеска?..
Если с самим воздействием на обрабатываемую поверхность удалось «определиться», то с материалами, производящими это самое воздействие, все несколько запутаннее, и даже энциклопедический словарь нам не помощник.
Легче всего многообразие имеющихся материалов обозвать полиролями, ведь именно для выполнения функций полировки они и предназначены, но давайте копнем немного глубже и с помощью американцев, а точнее — их терминологии, разберемся в конкретном назначении каждого материала, его составе (слегка) и свойствах.
Почему американцы нам могут помочь? Да потому, что именно их автомобильный культ привел «мировое сообщество» к нынешнему многообразию «полиролей»!
Полироли — эмульсии различной вязкости (часто на водной основе), получаемые смешиванием в мощных миксерах разнородных компонентов, необходимых для создания гладкой, блестящей ЛКП; также встречаются и в виде паст большей или меньшей вязкости.
Отступление второе
Собственно, скорее всего, все и начиналось именно с паст на основе пчелиного воска (wax), которые использовались для вощения (waxing) различных поверхностей, включая окрашенные поверхности автомобилей. Но этот воск слишком мягок и обладает повышенной (относительно) термопластичностью. Каждый может представить себе, что происходит с пчелиным воском при минимальном нагреве: он становится вязким и липким, цепляет на себя всякую грязь… И если в полиролях для вощения деревянной мебели, полов и пр. пчелиный воск до сих пор представляет собой основу, то в автомобильных материалах его присутствие, скорее, исключение из правил.
На сегодняшний день непревзойденной основой высококачественных защитных паст и большинства защитных полировальных эмульсий является самый твердый из известных натуральных (природных) восков — воск бразильской пальмы Carnauba (лат. Copernica Cerifera). Именно твердость, способность выдерживать высокие температуры, хорошие показатели прозрачности и вывели этот воск в лидеры применения в материалах по уходу за ЛКП.
Карнаубский воск получают, высушивая листья пальмы, — во время ее роста он выделяется из листьев для защиты растения от обезвоживания. После высушивания срезанных листьев воск становится похожим на муку грубого помола. Эту «муку» собирают, промывают кипятком, брикетируют и отправляют для дальнейшей переработки. В конечном итоге получается продукция четырех «товарных» классов, различающихся цветом и некоторым количеством составляющих. Карнаубский воск плавится при температуре + 81… + 86 °C, что позволяет использовать его в смеси с другими восками для улучшения их характеристик (уменьшение липкости и увеличение блеска) и снижения себестоимости защитных материалов.
Есть еще несколько восков, которые могут входить в защитные полироли в качестве компонентов.
Парафин, получаемый при переработке нефти, и его производная — парафиновый или микрокристаллический воск.
Озокерит — минерал из группы нефтяных битумов. Его залежи встречаются в виде примесей к кремниевым и известковым породам. Очищенный озокерит плавится при более высокой температуре (от + 65 до + 80 °C) чем парафин; он почти полностью состоит из высокомолекулярных углеводородов.
Горный воск получают из бурых углей. Он хрупок и тверд, устойчив к царапанию, приближаясь в этом отношении к карнаубскому воску. Благодаря этим свойствам горный воск применяют в полировальных составах самостоятельно и в смесях для повышения температур плавления более мягких восков.
Воски не смачиваются водой, кислоты и щелочи на воски не действуют, и их пленки (после застывания расплава) в основном парогазонепроницаемы.
Здесь стоит «тормознуть» и задуматься: а каким, собственно, боком нас касается эта самая парогазонепроницаемость или проницаемость? Имеется «тута» пара нюансиков, о которых сейчас и поговорим.
Первое
ЛК-поверхность может быть как минимум двух видов: свежая и старая, следовательно, выход сольвентов (растворителей и разбавителей) происходит и будет происходить еще некоторое время (свежеокрашенная поверхность) либо из ЛКП может сыпаться песок от старости (шутка) — сольвенты давно ушли. И вот тут возникает вопрос: могу ли я нанести защитную полироль на свежую ЛКП, и если да, то через какое время после окраски? Вопрос вовсе не праздный, ведь рабочие свойства лака или эмали зависят от того, как и при каких условиях происходил процесс полимеризации того или иного слоя ЛКП, и в частности выход сольвентов. Поскольку соединение (сцепление) защитных полиролей с ЛК-поверхностью происходит все-таки на уровне физико-химических процессов, то тут и возникают «смутные сомнения»… Пытаясь выведать у «буржуинов» их «страшную военную тайну», я пришел к выводу, что ясной картины не получится, а о сумбуре сейчас расскажу.
Производители материалов на восковой основе (Carnauba):
• материалы «дышат», поскольку основа натуральная — для «свежей» краски безопасны;
• воск и краска не «дышат» — применять по свежей краске только по истечении трех-шести месяцев;
• может применяться практически сразу на современных красках, но на других надо проверять;
• самый натуральный и «дышащий» материал — идеален и безопасен при использовании на свежих красках: если краска полимеризовалась, то можно использовать через несколько дней; если краска не полимеризовалась, то через два месяца.
Производители материалов на полимерной основе:
• используется сразу после нанесения краски — материал «дышит»;
• покрытие паропроницаемо — материал на основе акрилов и уретанов: сольвенты могут выходить через покрытие, но рекомендуем испытать;
• поскольку основа материала та же, что и краски, то «дышит» — применять по свежей краске только по истечении 90 дней;
• пленка полностью паропроницаема — материал не содержит восков и вредных силиконов;
• на основе полимера, который обеспечивает защиту, но пропускает сольвенты.
Второе
На уже «поизносившемся» ЛКП автомобиля, а изнашивается поверхностный слой без защиты в наших условиях достаточно быстро (даже у «керамических» лаков), имеется бесчисленное количество рисок и микронеровностей, пересекающихся и проникающих друг в друга. Так вот, в этих царапинах и микропорах находится вода (да-да, находится!), даже при влажности 60–65 % (что уж говорить о 100 %); ее наличие на поверхностях любых твердых тел связано с адсорбцией любой поверхностью молекул газов (и молекул водяного пара) и капиллярным давлением, которое создается поверхностным натяжением жидкости. Я не буду расписывать взаимосвязи капилляров, насыщенных и ненасыщенных паров, давление жидкости и «прочих менисков» (это не урок физики), но хочу напомнить, что именно на этом явлении (наличии влаги, в данном случае воды) основывается эффект поверхностной электропроводности у диэлектриков.
И еще один пример (рекомендую провести опыт), иллюстрирующий наличие большого (относительно) количества влаги на поверхности: скорость коррозии стальной пластины, отшлифованной «по сухому» абразивом Р60, и аналогичной стальной пластины, подготовленной под полировку с последовательным «понижением зерна» и отполированной до блеска. Положите их рядом в сухом помещении, обезжирьте и посмотрите, что и как быстро будет происходить.
Получается, что при нанесении защитных полиролей на зацарапанную ЛКП (чаще всего в «домашних» условиях) может возникнуть своеобразный «парниковый эффект», если заполнить микрориски не выходит, а это может произойти по двум причинам: размер частиц восков составляет 15–20 мкм, и даже у так называемых нановосков — на сегодня в диапазоне 3–5 мкм, следовательно, в риски (в каких-то случаях) их «запихать» будет трудновато, да и никто не даст гарантии, что «защиты» на основе полимеров «затекут» в эти риски и вытеснят воду. Поэтому, если образованная «пленка» парогазонепроницаема, то испаряющаяся влага может ускорить процесс разрушения «защиты» по сравнению с аналогичной «защитой», но нанесенной на предварительно отполированную (абразивно-) поверхность. В общем, кое-какие вопросы для исследователей остаются…
Кроме различных восков, для создания прочной защитной пленки, обладающей низким коэффициентом трения, низкой поверхностной энергией, химической стойкостью и высокой термостабильностью, при изготовлении защитных полиролей используются различные полимеры или (и) смолы на их основе: акрилы, уретаны, силиконы, фторированные углероды, политетрофторэтилен, поэтому состав защитных полиролей может представлять собой как комбинацию вышеперечисленных веществ (включая воски) с приоритетом одного или нескольких составляющих, так и относительные «моносмеси».
Но это еще не все!
В состав защитных полиролей (как уже было сказано) входят различные компоненты, и естественно, что производители не стремятся «засвечивать» рецептуру своих составов даже в «техничках» (MSDS), но примерные составы иногда раскрывают…
Отступление третье
А почему, собственно, вода то скатывается шариками, то лежит блином на поверхности? В школьный курс физики углубляться не будем, но кое-что в памяти обновить нужно (в дальнейшем для лучшего осознания процесса это пригодится).
Существует такое понятие, как смачивание (естественно, жидкостями, в частности водой, и совсем не горла) твердых поверхностей. И вот это смачивание (назовем его полным) выражается в тонком неразрывающемся слое-пленке жидкости (со всеми вытекающими, точнее, «затекающими» последствиями) на какой-либо твердой поверхности. А соответственно, «несмачивание» будет выглядеть как собирание на твердой поверхности наносимой жидкости в виде маленьких шариков (вернее, стремящихся к форме шара капелек), и чем лучше «несмачивание» и ровнее (глаже) поверхность, тем мельче и круглее будут капли (рекомендую провести опыт).
Процесс нанесения воды на твердую поверхность лучше всего проводить с помощью тримера (брызгалки с насосиком), или можно взять обычный краскопульт — тоже здорово получается. Равномерно перемещая вдоль поверхности «брызгалку», так, чтобы легкий «туман» осаживался, вы увидите наглядную картину образования (собирания) капель — от микроскопических до крупных. Обратите внимание на то, что там, где поверхность идеально отполирована, капли будут наиболее ровные (при прочих равных условиях), а там, где на поверхности есть риски («защита» не нанесена или нанесенная «защита» плохо располированна), капли будут «кривоваты».
Мы немного отвлеклись! Введем еще одно понятие — уровень поверхностной энергии (измеряется в дин/см). В нашем случае можно сказать, что чем ниже поверхностная энергия твердого вещества по отношению к поверхностной энергии жидкости, тем меньше жидкость будет смачивать эту поверхность (необходимо еще раз уточнить: при отсутствии микрорисок). В качестве примера посмотрим на воду: ее поверхностная энергия составляет 72 дин/см (при + 20 °С), а у стали — 1000 дин/см (при той же температуре), и растекается (отличное смачивание) вода по стали великолепно. Теперь сравните воду и парафин (воск): только капли, а вот ацетон по парафину должен растечься легко!